#книжнаяанатомичка
Эта книга не о лавкрафтовских монстрах, неназываемом ужасе и звёздном ветре, приносящем безумие.
Эта книга не о прачудовищах, таящих под тяжёлой шкурой гибкое тело, ржавое золото кос и кельтскую прозелень слегка приподнятых к внутреннему уголку глаз.
И даже не об оборотнях Осрайге и конце света без тормозов.
Вернее, и об этом тоже. Но, в первую очередь, о времени и любви.
Довольно странная книжка, не в плане того, что написана она в жанре в очередной раз воскресшего weird-а (местная мистика вполне юнгиански укладывается в концепцию двойственности мира снов и видений, тут, кстати, все довольно рационально), а в плане того, как плавно, без малейшего перехода вся здешняя чудь намертво сплавляется с густо замешанным бытовым реализмом, который, наоборот, кажется куда более изломанным и алогичным, чем его монструозная изнанка. Так же Хэммил не забывает попеременно реверансить не только золотому канону Weird Tales, но и Гейману с его естественным врастанием одного мира в другой, и Кингу с его одами смачно прописанному реализму, запаху яблочного пирога, рубтиру и третьему составу допотопных бейсбольных команд. Америка Хэммила жива, самобытна и не выглядит типовым набором из упоминаний местных брендов, модных групп, извилистой географии провинциальных городков и наивного псевдонатурализма с texan accent.
Местами, как не странно, даже отдаёт очередным "великим американским романом" от Джонатана Франзена, что в сочетании с ненавязчивой лавкрафтовщиной из под полы выглядит довольно постиронично. Особенно, с учётом того, что согласно местной мифологии, Лавкрафт не просто писал слегка маргинальные барочные этюды про этих ваших Ктулх, а был реальным путешественником по миру снов, кропавшим себе в удовольствие хроники пучин неизведанных кошмаров Древних, которые потом стали частью "Сновидческого цикла".
Но это скорее каркас романа, его опоры и контрофорсы, главное все же в нем - это ощущение горьковато-сладкой тоски по всем из праха восставшим, живущим в вечном октябре на окраине Нового Иерусалима в доме о восьми фронтонах, о всем, что когда-то читал и уже почти забыл в тот самый миг, когда теряешь серебряный ключ от детства и перед твоим носом навсегда захлопывается зелёная уэллсовская дверь. Позади остаётся весь остальной мир, в котором нет счастливых концов, но есть хорошие места для окончания историй, на том самом перекрёстке, где несут свою вахту опоздавшие к лету.
Но тебе мало этого мира, как ночному небу мало света подтаявшего ломтика убывающей луны.
Вот это вот ощущение, царапающее под ключицей, колкое, зябкое на вкус, по итогу и отпечатывается в голове. Да, это разветвленная семейная сага, местами слишком сентиментальная, местами слишком гиковская (хоть для меня лично это не недостаток), но есть все же в ней что-то внекнижное, долговечное. Недостаточно для шедевра, но достаточно для хорошей книги.
Рекомендуется всем любителям вишнёвого пирога и всем, кто до последнего стоял на Занзибаре.
Спасибо издательству Inspiria
#марафон_простофантастика Читаем с Никой (доп задание)
#лето_с_книжныммонстром Алена о книгах (пункт 1, и монстры, и оборотни тут в наличии))
#inspiria_books #шонхэмилл #космологиямонстров #зарубежнаяфантастика
